У школьников и студентов существует суеверие: если в ночь перед экзаменом положить под подушку конспекты, материал сам проникнет в голову. Однако израильские ученые выяснили, что это вовсе не суеверие. Наш мозг способен запоминать новую информацию, не только бодрствуя, но и во время сна, например, устанавливая ассоциации между определенными запахами и звуками.

Скоро мы будем учиться во сне

Группа исследователей во главе с Анат Арзи из Института наук Вайцмана в городе Реховот провела серию экспериментов с группой добровольцев. Когда испытуемые засыпали, им проигрывали один из нескольких звуковых сигналов, а после этого подносили к носу образцы различных запахов, как приятных, так и неприятных.

При этом за работой мозга испытуемых следили при помощи энцефалографа. Оказалось, что при воздействии внешних раздражителей на мониторах появлялись характерные линии, свидетельствующие о том, что мозг обрабатывает полученную информацию. Кроме того, при контакте с неприятными запахами, у участников снижалась глубина дыхания, а если они ощущали аромат, то начинали "принюхиваться".

На следующий день ученые включали добровольцам только те звуки, которые предшествовали запахам. Реакция была такая же, как и в случае с запахами: мозг запомнил, чему предшествовал тот или иной звуковой сигнал.

По словам Арзи и ее коллег, подобное запоминание осуществляется лишь в фазе медленного сна. В фазе быстрого сна никаких ассоциаций между звуками и запахами у участников не возникало. Как утверждают исследователи, это связано с так называемой "сонной амнезией": мы не помним о сновидениях, которые видим в данный период. Запомнить то, что нам снилось во время быстрого сна, можно, только если нас в этот момент резко разбудить.

"Теперь, понимая, что обучение и усвоение новой информации во время сна возможно, мы желаем понять, как далеко простираются пределы этой способности, а именно — что можно запомнить во время сна, а что нельзя", — говорит Арзи.

В свое время практиковался метод обучения человека иностранным языкам во время сна — людям включали запись с голосом преподавателя. Считалось, что обучение эффективно благодаря работе нашего подсознания. Однако большинство специалистов отнеслись к ноу-хау весьма скептически.

Очевидно, что информацию во время сна можно запомнить, но для этого необходимо не просто класть учебник под подушку и засыпать на нем. Если мы учим какой-то материал перед экзаменом, за ночь он структурируется и лучше укладывается в голове.

Также недостаточно проигрывать спящему аудиозаписи или просить кого-то вслух зачитывать вам нужный текст. Все это имеет смысл только в определенной фазе сна. Не исключено, что в дальнейшем появятся специальные технологии, которые будут способствовать реальному запоминанию информации во сне.